Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №11 г. Киренска"
ООП МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №11 г. Киренска"
Программа развития 2020-2025 гг..
Лицензия на право ведения образовательной деятельности (с приложением)
Информация об образовании воспитанников:
Уровень образования — дошкольное
Форма обучения — очная
Нормативный срок обучения – с 1 года 5 месяцев до прекращения образовательных отношений.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с лицензией.
Язык, на котором ведется обучение: русский
Информация о численности обучающихся
Численность обучающихся составляет 123 ребенка
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета -
Численность обучающихся за счет бюджета Российской Федерации 123 ребенка
Численность обучающихся за счет местных бюджетов -
Численность обучающихся за счет средств физических и юридических лиц -
Численность обучающихся являющиеся иностранными гражданами -
Краткая презентация Программы
В данной презентации мы познакомим Вас:
- С понятием образовательная программа и для чего она необходима?
- Основными направлениями развития детей и образовательными областями.
- Разделами основной образовательной программы дошкольного образования
- Формами взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Основная Образовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Основная Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 г. Киренска» (далее ООП ДО) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. №2/15), анализа деятельности образовательной организации и с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности
ООП ДО разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Уставом МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 11 г. Киренска»
Для чего необходима образовательная программа?
Образовательная программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Важным в содержании образовательной программы ДОУ – являются образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммутативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.
Таким образом, образовательная программа ДОУ охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста которые посещают детский сад.
Цель ООП ДО:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности, с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей воспитанников). В ДОУ реализуются образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
При разработке Программы учитывался возраст детей и реализация образовательных задач в определенных видах деятельности.
ООП ДО учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, их родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС ДО и специфика дошкольного детства результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 8 лет).
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
В ДОУ предусмотрена система мониторинга развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка Организации;
- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В содержательном разделе представлены:
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития;
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Часть формируемая участниками образовательного процесса.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности: предметная и игровая, речевая и коммуникативная; познавательная деятельность и экспериментирование; продуктивная (рисование, аппликация, лепка); конструирование и моделирование; труд; музыкальная; театрально-игровая.
В детском саду используются формы организованного обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Объём обязательной части ООП ДО составляет 60% от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от ее общего объёма.
Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена следующими парциальными программами:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева - развитие у детей интереса к народной культуре. Формирование у детей; патриотических чувств и развитие духовности.
- «Юный эколог»С.Н.Николаева –формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, развитие интереса к природе и воспитание бережного отношения ко всему живому на земле.
- «Художественно-эстетическое воспитание»- развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;-развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя - создателя музыкальных произведений, для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами; - выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
Программы, используемые в ДОУ, построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются в течение всего времени пребывания детей в учреждении через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов, а также в процессе взаимодействия с семьями детей.
Приоритетным направлением ДОУ является художественно-эстетическое направление развития детей,реализующееся рабочей программой «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников». В содержание данной рабочей программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей входят следующие парциальные программы:
- Программа «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольценевой;
- Программы музыкального образования детей «Тутти» А.И.Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика» А.Бурениной;
- Программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой
Цели и задачи художественно-эстетического развития.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно эстетической деятельности.
Программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах, решение творческих задач;
- приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
В разделе эстетического воспитания большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, пении, драматизациях, играх и т.д. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое); позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Национально-региональный компонент
В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Региональный компонент составлен с учетом национальных и региональных особенностей Иркутской области, который предусматривает следующие направления деятельности:
Физическое развитие:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (русских, бурятских, якутских) спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям; осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учётом климатических условий Киренского района; совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых родного города Киренска; родной природы, общественной жизни; обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города; расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города Киренска; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.
Речевое развитие:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхи